Многия знания - многия печали. И хорошая память тоже. Но часто это мешает относиться ко всякой фигне серьезно, и это хорошо.

...Дело было в начале 1990х. Тогда время от времени случались разные выборы разных уровней, и при всех натяжках это были выборы, где кого-то выбирают, а не абы что с названием "выборы".

Ну и в нашем городке Петербурге возникали всякие избирательные объединения, в составе которых баллотировались всякие люди. Уже тогда стало ясно, что на выборах кто-то должен делать и платную работу, что умственный труд стоит денег больших, чем листовки разносить, и что брать в команду надо каких-то умных людей (Ну за нашими спинами тем временем потихоньку вырастало то, что привело потом к 2000 году и дальше, в общем мы это частично знали и чувствовали, но умные и честные люди часто слишком верят в силу ума и честности... Но я не об этом, что выросло, то выросло). Слова "пиар" и "политтехнологии" тогда еще не были в широком обиходе.

Ну и вот как-то сидят Michael Voytenkov , Victor Shavu Lurie и аз многогрешная в помещении, где подрядились работать на знакомого кандидата (небольшого ума в общем, но типа не подлый). Размышляем о листовках и слоганах. Ну надо, чтоб было хорошо и не избито.

И вот, кажется, Майк это придумал - "за достойную жизнь". Хорошее слово - достойная. Полностью соответствует нашим представлениям о жизни. Не колбаса и даже не машина (хотя и они не помешают), а чувствовать себя человеком на своей земле. (Как потом пел Вадим Курылев в своей версии Omal'maal - " Как мы оказались в чужой стране? Ведь мы на своей земле!")

Ну и напечатали листовки со слоганом, развесили. В интервью это было, в телевыступлениях.

Кандидат наш тогда проиграл, не дожал, был он слегка ни рыба ни мясо, да и денег было не так много, а другие уже начали заваливать электорат подачками.

А зато потом только ленивый не использовал эту "достойную жизнь". В Москву пришло, а оттуда до самых до окраин. Куда ни сунься - и бандит, и коммунист, и мент, и ткачиха-повариха-сватья баба Бабариха обещают достойную жизнь, причем в основном в виде льгот и величиядиржавы.

Мы изумлялись, а потом перестали.

Так что любой предвыборный текст на русском языке меня смешит. Просто я знаю, как они делаются - ведь после той истории с "достойной жизнью" довелось мне работать с "настоящими" политтехнологами на кампаниях не расскажу каких (мне ж когда-то и мемуары писать).

Я не увлеклась сильно этим делом. Просто как-то увидела, что даже очень большие деньги, заработанные на РФ-ских выборах, так или иначе превращаются в фантики. И перестала. Даже скажу когда. Когда из яйца вылупилась ЕР, сначала казавшаяся не сильно страшной и типа центристской. И меня даже позвали в команду (но это тоже для мемуаров, короче, слиняла).

А вот в эпоху, когда мы с Майком и Шаву агитировали "за достойную жизнь", деньги были небольшие и нерегулярные, но настоящие. Кожаную куртку на них купили, долго служила, первый компьютер...

Светлана Гаврилина

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены