Часть первая

Рассуждать о том, что происходит в мире в связи с коронавирусом, — одно из наиболее популярных и горячих "развлечений", доступных человечеству и россиянам в том числе. При этом уровень рассуждающего, его интеллектуальные, образовательные, научные (прежде всего биологические и медицинские) знания, культура диалога или монолога, похоже, никакого значения не имеют. Главными стали развязанность языка, наглость и уверенность говорящего в том, что он (скорее всего, ему так кажется), только он — "великий и могучий" (именно такими многие себя считают) — знает, как победить пандемию.

Россия, разумеется, не исключение. Более того, немного зная русский фольклор и классическую литературу, можно с некой долей уверенности утверждать, что россияне наиболее готовы к такому периоду несвободного поведения. Почему? Попробую предъявить читателю свои наблюдения.

Начнём с любимого героя русского эпоса — Ильи Муромца, как известно, он долгие годы спокойно лежал на печи и ничего не делал, т.е. находился в режиме домашней самоизоляции. За его примером с уверенностью и удовольствием следовал неизменный персонаж русских сказок Емеля, тоже многим образам жизни предпочитавший лежание или сидение на печи и мечты о красивой жизни. Прежде всего, стоит вспомнить "По щучьему велению, по моему хотению". Впрочем, представитель простого народа ничем не отличался от высшей власти, которая "правила, лёжа на боку", в силу традиции находясь в постоянной самоизоляции от своего народа практически много веков российской истории, несмотря на провозглашённый социальный и государственный строй устройства государства. Можно было бы привести ещё несколько примеров былинных и сказочных персонажей, которые, оказавшись в ситуации сегодняшнего дня, легко перевернулись бы на другой бок и продолжили постоянный режим самоизоляции. Закончу эти примеры предложением пересмотреть или посмотреть замечательный мультфильм 1965 года "Вовка в Тридевятом царстве" режиссера Бориса Степанцева. Кстати, в нём отлично подмечено поведение, характерное для института власти, — решать проблему с помощью "силовых органов" — "из одного ларца одинаковых с лица".

Однако перейдём к классике. Великий образ Илья Ильича Обломова, любовно и точно выписанный И.А. Гончаровым, безусловно, срисованный с натуры части российской "элиты", с удовольствием бы воспринял сообщение о возможности длительной самоизоляции и отсутствии необходимости трудиться и ходить на работу. У его имения, правда, не было трёхметровых заборов, огораживающих его личное пространство, как у многих пробившихся в "элиту" со времен возведения подобного забора на "Ближней даче" постоянно находившегося в самоизоляции Сталина. Для него, кстати, возможно, именно этот режим самоизоляции и кончился трагически в марте 1953 года, но это отступление, предположение... Одно очевидно на все 100% — далеко не вся страна от этого страдала, особенно чуть успокоившись от режима традиционной истерии, свойственного холопам: "на кого же ты нас оставил!". Можно было бы вспомнить ещё не одного героя российских романов разных веков, но, учитывая карантинный режим, предоставлю читателю возможность самому перелистать, а лучше перечитать или кому-то впервые прочитать книги.

Часть вторая

"Опять западный мир не хочет услышать призывы российских властей" — такие заголовки, комментарии заполнили информационные ленты РФ. О чём речь? О том, что Генассамблея ООН отвергла российское предложение снять все санкции со всех подвергнутых им государств в связи с эпидемиологической ситуацией в мире. На первый взгляд предложение вполне здравое, но давайте немного порассуждаем, реально ли оно и соответствует ли реалиям политической жизни в мире. Санкции, введенные мировым сообществом или отдельными странами против других стран, обычно мотивированы поведением этих стран. Поступки, действия подвергнутых санкциям стран противоречат международным принятым стандартам, правилам, законам. Эти страны нарушили международные и/или двухсторонние договоры. Совершили агрессию, военные провокации, поддержали и продолжают поддерживать террористические организации, сепаратистские движения на территории чужих стран. Оказались причастными к актам терроризма против граждан разных государств. Даже если суды по этим делам ещё не состоялись и не дошли до вынесения приговора, следствие уже многими фактами указывает на те или иные институты или группы граждан, подчиненных структурам подвергнутых санкциям стран, повинных в их подготовке, вооружении, подстрекательству к осуществлению сепаратистских действий и операций прикрытия этих действий. Кстати, отдельно стоит заметить, что установленные мировым сообществом санкции не направлены против населения санкционированных государств. Санкции носят персональный, точечный характер. Они должны создать условия невозможности или хотя бы нежелания у тех, к кому обращены санкции, продолжать действия, приводящие к ним. В этом большая разница с антисанкциями, введенными рядом стран. В том числе и прежде всего — нашей страной в лице нашего руководства. Готов предположить, что, возможно, реакция мирового сообщества или хотя бы части его была бы положительной, если бы в порядке доброй воли все антисанкции на поставку продуктов, лекарств, медоборудования и других товаров из любой страны в Россию были бы отменены. Наличие таких ограничений и отсутствие на российском рынке из-за подобных антисанкций необходимых товаров как минимум уже привело к дефициту и подорожанию, что особенно становится заметно в непростых условиях, вызванных самоизоляцией и карантином. Такими действиями, безусловно, можно было бы облегчить финансовую нагрузку на людей и общество. К сожалению, таких распоряжений, несмотря на регулярные обращения к гражданам, от облеченных властью чиновников не поступало!

Да, население, граждане от этого страдают. Кто-то в большей степени, а кто-то пока в меньшей. ЦБ РФ прогнозирует: более чем у 70% сограждан, при всех усилиях и стараниях вложенных в попытку создать запас прочности, т.е. накоплений — "подушки безопасности", денег в лучшем случае хватит лишь на 63 дня. Это пугает и заставляет задуматься, попробовать подсчитать, что к чему. Естественно, вопреки недавним уверениям стоит, прежде всего, понять — эта цифра полностью перечеркивает утверждение о существовании в России разветвленного среднего класса. К среднему классу, увы, ни по каким мировым стандартам эти люди не имеют никакого отношения. Так вот — что делать всем тем, кто, несмотря на "золотые годы" (а были ли они для всех?), не смог накопить, создать подушку безопасности? Многие лишились работы, разумеется, и средств заработка, ещё большее количество это может ожидать в обозримом будущем. Многие, прежде всего малый и средний бизнес, который и так часто влачил достаточно сложное существование, закрылись. Далеко не факт, что все смогут открыться. Обещанные Собяниным тем, кто должен сидеть на карантине (65 лет + все имеющие хронические заболевания), 4 тысячи рублей (1$ = около 80 руб.) — при этом 2 тысячи сразу, а 2 тысячи только по завершении карантина, который вчера был продлен до 1 мая, вряд ли смогут многих спасти. Почему? Для ответа проведём несложное арифметическое действие: 4 тысячи делим на 40 дней (карантин введен с 24.03) и получаем 100 рублей на день, что называется: ни в чем себе, дорогие соотечественники, не отказывайте! Кстати, должен заметить, что даже такое распоряжение губернатора, мэра не было подхвачено властными правителями других субъектов, что и понятно. Экономическое положение в регионах России менее благополучно, чем в Москве.

Но вернемся к международному, или, возможно, точнее, к Западному сообществу, заблокировавшему инициативу российской власти. К сожалению, для всех нас — граждан РФ, начиная с 2008 года, от нашего имени, ведь мы — избиратели, властными структурами совершен целый ряд действий, оцениваемых нашими соседями географическими, историческими, пограничными как враждебные или как минимум недружественные, противоречащие международным и двухсторонним договорам. В сложившейся ситуации мы раскаялись? Конечно, не мы — граждане, и так далеко не все поддерживающие эти действия, а власть. Нет. Так где же основания у мирового сообщества снимать санкции? Мы изменили свою позицию по МН-17? Мы предложили депутату Луговому и специалистам по "шейпингу" вылететь в Лондон и дать показания? Может быть, для этого в интересах большинства, оказавшегося в чрезвычайных для страны и её граждан обстоятельствах, безусловный закон — " своих граждан не выдаём" стоит в данном случае "заморозить"? Нет. Будем отвечать всей страной? Другие законы, в том числе гарантированные пока ещё действующей Конституцией, права и свободы как-то легче у нас поддаются изменению. Мы, как государство, предложили Украине хотя бы на равноправных правах обсудить созданное, как минимум не без нашего участия и одобрения, положение дел между нашими странами, хотя бы попробовать найти компромисс и прийти к нулевому варианту февраля 2014 года по проблеме Крыма и Юго-Востока Украины? Новая трактовка статей Конституции, запрещающая подобные действия, пока ещё не вступила в законную силу, а значит, время для переговоров ещё есть. Если, конечно, законы в нашей стране действуют, а не находятся на самоизоляции и карантине.

Пандемия — это общая болезнь, проблема, она порождает страдания. Может быть, стоит в подобных условиях задуматься над ценностями нашего поведения и изменить их, как меняет человечество. Может быть, это как раз те вопросы, о которых можно и нужно подумать на карантине. Возможно, это позволит сохранить хоть кому-то жизнь, здоровье и здравый смысл, потеря которого всегда ведёт к непредсказуемым и печальным последствиям, чего ни нам, ни какой-либо другой стране не желаю.

Будьте здоровы!

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter