Нет, читатель, автор не сошёл с ума и не превратился в зомбированных эфирами и зарплатами последователей симонян, скабеевой, шейнина, соловьёва, бабяна и прочих (очередность и список каждый вправе составить сам). Просто каждый январь, вспоминая 1991 год и события в Вильнюсе, мы вспоминаем не только жертв на улицах столицы Литвы и палачей, отдавших преступный приказ в Кремле, но и народ, людей, ставших гражданами — которые сотнями тысяч вышли в центр Москвы в поддержку борьбы граждан возрождавшейся Литвы за Свободу и Независимость! Ещё раз подчеркну — все они, и в Вильнюсе, и в Москве, и в других городах выразившие массовую поддержку, были людьми с паспортами СССР. Людьми, которым обрыдло бесконечное властвование нерушимого блока КПСС-КГБ. Гражданами — сумевшими из восемью с половиной героев, вышедших в 1968 году в поддержку Праги на Красную площадь, вырасти до миллиона! Всего?! Всего за каких-то 23 года! А Лукашенко сидит у власти 26 лет, В. Путин — 20!!!

Скорость событий в мире возросла. Скорость осознания ответственности за то, что происходит не только у тебя во дворе, в городе, на постсоветском пространстве, похоже, замедлилась. Московских белорусов, пришедших с протестом к зданию своего посольства в центре Москвы, и небольшое количество их друзей с 1991 годом сравнить никак нельзя. Значит, действительно жалко, что с грязной, кровавой водой наследия СССР мы, видимо, выплеснули и младенца. Даже в КНДР вожди уже меняются чаще.

Писать, говорить о любой стране, находясь от неё далеко, сложно. Ещё хуже, если ты вообще её плохо себе представляешь без учебников, справочников и Интернета. Другое дело — проехаться по ней, с широко открытыми глазами. Поговорить с людьми, перед этим тщательно промыв уши. Автор только что проехался по Беларуси. Не впервой. Страну и её людей знаю и не понаслышке, а регулярно проезжая ее из конца в конец. Хорошо знакомы Витебск, Минск, Гродно, Брест и, конечно, маленькие города и села. Хорошо знакомы отличные дороги, которым могут позавидовать не только в РФ, но и во многих европейских странах. Отличные, отстроенные на деньги Евросоюза и оборудованные для людей, а не только для спецслужб, контрольно-пропускные пункты на границах. Поля вспаханы и ухожены. Да, бедно, но чище и приличней, чем во многих регионах соседа, мнящего себя великим. Да и 300 белорусских рублей пенсии (1 руб. РБ = более чем 30 рублям РФ) для многих пенсионеров в регионах РФ показались бы манной небесной. О продуктах и их качестве даже говорить не стоит. В Москве, Питере, Смоленске магазинов "Белорусские продукты" полно и покупателей в них тоже. Разумеется, в Москве для бывших сотрудников органов, войск или номенклатуры жизнь выглядит привлекательней, богаче, но сколько процентов россиян могут похвастаться, что им перепадают крошки с барского стола?

Короче, Беларусь — не Россия и белорусы — не россияне. Что они уже неделю как минимум доказывают наглядно и ежедневно. Кстати, еще одно очень важное наблюдение. Батька, превратившийся в безумного Отчима, свою страну знает и любит. Возможно, страну, а не весь свой народ, знал, но все-таки это заметное отличие его от грозных соседей из Великой ностальгирующей по ещё большему былому величию Империи. Там и не знают и знать не хотят свою страну. Они любят не страну, а себя в ней. Сардиния, Лазурный берег и прочие просторы им куда милее и знакомей, чем, скажем, Хабаровск, Архангельск или Республики Коми, Бурятия или Дагестан. Недаром Рублёвка так мало напоминает Россию, хотя там легко встретить выходцев из номенклатуры со всех просторов России, надежно огражденных и охраняемых многочисленными охранниками в форме и без и многометровыми заборами. Именно поэтому, видимо, в Беларуси после подтасовки того, что власть назвала выборами, народ вышел на улицы везде, а в России практически такую же спецоперацию властей народ воспринял спокойно. Поворчав на кухне, пошли на работу, в ресторан, в поликлинику. Даже возросшие цены на коммунальные услуги никого на улицу не позвали. "Народ безмолвствует" — так написал А. Пушкин в конце своей исторической драмы, посвященной России.

Нет, конечно, десятки и даже сотни выходят на улицу — то за одного схваченного, то за другого. Да, тысячи подписывают письма, воззвания, просьбы, адресованные всё тому же адресату, прося помиловать, пожалеть, отпустить, вспомнить о справедливости. Да, в Хабаровском крае, в Приморье народ возмущается, протестует. Да, на Кольском полуострове народ возмущается, протестует, а в столицах — Москве, Питере — слишком сытно или слишком страшно?

Когда в Киеве ОМОН избил студентов, не больше пары сотен, утром вышли их отцы и педагоги. Когда в Минске, Бресте, Гродно избили и посадили несколько сотен, вышли их отцы с заводов, и ОМОН опустил щиты. Поверьте, белорусский ОМОН отлично экипирован и вооружён, ему хорошо платят, но против своих отцов он воевать не хочет. Они белорусы и напротив белорусы. Перекидывать региональщиков с места на место в небольшой стране, где все друг друга знают, трудно, в России ничего не стоит. Только транспортные и командировочные расходы. Меняем смоленский ОМОН на выборгский, хабаровский на иркутский, архангельский на самарский или, в крайнем случае, прибегаем к самой грозной силе из Грозного, и пожалуйста — с одной стороны свои, с другой — чужие. Противостоять этой системе можно только всем вместе, превратившись в граждан и борясь не за тёплое собственное место под солнцем власти, а за Свободу! Возможно, для этого нужно понять, что Свобода — это не только свобода убивать и сажать, но и дарить жизнь и Свободу другим.

Слава Богу и гражданам страны, прежде всего самостоятельно избавившимся от тесных и жестоких оков — СССР умер безвозвратно. Балтийские страны, Грузия, Молдова, Украина это осознали бесповоротно на своей шкуре, на своей судьбе. На очереди Беларусь. Уверен, навсегда от СССР ушли и все остальные республики, ставшие странами. Пусть ещё далеко не демократическими и со свободными правами для всех своих граждан, но НЕЗАВИСИМЫМИ. Бог даст, и к России придёт осознание того, что лучше, чтобы страну уважали, а не боялись. Как свои, так и чужие граждане. Приятней жить в нормальной стране с нормальным уровнем жизни, а не в Великой империи с большим количеством силовых органов и различных видов смертоносного оружия.

Бог, каким бы ни было его имя, и граждане, народ, обязательно вспомнят о том, что Свобода и Независимость важнее всего, пусть не для себя, так хотя бы для будущих поколений, главное, чтобы не было совсем поздно.

Читатель наверняка спросит: а почему же жалко СССР? Да потому, что тогда одни вытягивали других. Да, была пропаганда, которая объявляла врагами и фашистами на современный манер то одних, то других. Югославов с Тито, венгров, восставших против коммунистической тирании в 1956 году, израильтян (да-да, и их тоже в советской пропаганде называли фашистами с 1967 года), чехов в 1968-м, поляков из "Солидарности" и католиков во времена Иоанна Павла II. Потом пришло время народов Балтии, Грузии, Украины, теперь того и гляди мы услышим о фашистах на улицах Бреста и Минска... Печально, но найдутся те, кто в это поверит, отравленные пропагандой. Так и не захотят, а может быть, и не смогут оглянуться по сторонам и вспомнить историю своей страны. Хотя, возможно, даже скорее всего, их предки писали доносы и служили верой и правдой Империи ГУЛАГа, мечтая распространить её на весь мир. Это было отлично видно на гербе страны. Потомков тех, кому повезло выжить, значительно меньше, возможно, это и объясняет всё происходящее...

В любом случае, к этому возврата быть не должно. СССР умер, и, слава Богу, пусть это будет навсегда.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter