Записали лекцию про остров Пасхи, и для меня это очень важный момент. В моем детстве у нас дома был настоящий культ острова Пасхи. Я была еще совсем маленькой, когда папа уже начал рассказывать мне про Тура Хейердала и его путешествие на плоту "Кон-Тики". У нас, конечно же, были все его книги, в том числе и "Аку-аку" — жизни ученого на острове Пасхи.

В какой-то момент папе чуть-чуть не выпал счастливейший лотерейный билет. Его близкий друг океанолог отправлялся в экспедицию, которая должна была побывать и на загадочном острове. Он сделал все что мог, чтобы взять папу с собой, но увы — анкета, отдел кадров и тому подобные советские соображения оказались сильнее. Так никто из нашей семьи на остров Пасхи не попал. По крайней мере на сегодняшний день.

Я еще лелею надежду когда-нибудь туда добраться, увидеть поразительные статуи, выстроившиеся на берегу моря, посмотреть на загадочный ров, где якобы, если верить Хейердалу, "короткоухие" сожгли "длинноухих", посмотреть на пещеры, в которых жители острова хранили (а может, и хранят) свои священные предметы...

Правда, с мечтами об острове Пасхи связано и большое огорчение. К сожалению, сегодня я знаю, что никто из серьезных ученых не принимает построения Хейердала всерьез. И дело касается не только его фантастических теорий, касающихся заселения острова Пасхи жителями Америки, но даже судьбы "длинноухих" и "короткоухих", объяснения появления статуй и многого другого.

Ну что поделать, мое сердце все равно принадлежит Хейердалу, этого уже не изменить. Но сегодня я знаю, как много еще удивительных загадок связано с этим островом, на который пылкий норвежец не очень обратил внимание. Зачем жители острова раз в год плыли два километра по проливу, где кишели акулы, чтобы раздобыть на маленьком рифе птичье яйцо? Почему они оставили так много изображений странных, тощих существ, у некоторых из которых буквально ребра торчат, такие они худые, и к тому же иногда два туловища срастаются вместе?

И, конечно же, статуи! Статуи! Почему их сначала вырубали из камней, а потом тащили на берег моря — вместо того, чтобы притащить здоровенный камень, а потом уже делать из него статую? Как они вообще их перетаскивали? Одни говорят — на специальных салазках. Другие — так, как мы поступаем, когда надо передвинуть холодильник. А почему одни статуи в каких-то странных "шапках", а другие без них? Только не надо говорить о том, что это шлемы от скафандров, потому что это НЕ шлемы от скафандров. А что?

Будем разбираться во всех этих вопросах, на которые по-прежнему нет ответа. Или, вернее, есть очень много разных — и это прекрасно!

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены